Всероссийский Научно-Исследовательский
Институт Гигиены Транспорта

+7 (499) 153-27-37

90 ЛЕТ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

25.12.2015

90 лет на страже здоровья железнодорожников

 

Директор ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора

         доктор медицинских наук, профессор

Михаил Франкович Вильк

 

Дорогие коллеги, уважаемые гости!

Для всего нашего коллектива уходящий 2015 год запомнится памятной торжественной датой - 90-летием научной и практической деятельности единственного в России отечественного Центра гигиенической науки и здравоохранения на транспорте - Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены.

Официально признано, что ВНИИЖГ отсчитывает историю своего становления с мая 1925 года, когда впервые в России была образована Центральная лаборатория по изучению профессиональных заболеваний на транспорте - ЦНИЛТ.

Создание на заре советской власти такой специфической, и не имеющей аналогов, научной лаборатории имело весьма объективные предпосылки.

Необходимость решения насущных санитарных вопросов остро обозначилась уже с начала строительства и эксплуатации во второй половине XIX века первых российских железных дорог, когда стали возникать проблемы, связанные с тяжелыми условиями труда, высокими показателями травматизма и заболеваемости среди работающих, а также опасной эпидемиологической обстановкой.

Серьезную озабоченность по этому поводу стали проявлять не только практические врачи железных дорог, но и известные российские ученые-медики.

Выдающийся учёный-гигиенист профессор Федор Федорович Эрисман в своей монографии «Профессиональная гигиена умственного и физического труда», изданной в 1877 г., впервые опубликовал главу «Гигиена служащих на железных дорогах», в которой отразил проблемы, требующие безотлагательного решения. По его инициативе в 1879 году, на 4-ом съезде русских естествоиспытателей и врачей создаётся отдельная секция железнодорожных врачей.

Позднее, в период с 1896 по 1911 годы, аналогичные секции железнодорожной медицины организуются на Пироговских съездах врачей, на которых практикуются широкое обсуждение основных направлений развития транспортной медицины, обобщение и распространение передового опыта медицинских работников первых российских железных дорог. За несколько лет до Октябрьской революции под редакцией Ращевского начал издаваться специализированный журнал под названием «Вестник железнодорожной медицины и гигиены», в котором регулярно печатались актуальные вопросы медико-профилактического обеспечения работающих на железных дорогах и возможные пути их решения.

История отечественной железнодорожной гигиенической науки сохранила имена многих ее основоположников, работавших в конце XIX - начале XX века, твердо отстаивающих ее отраслевую специфику и самостоятельность, мы о них неоднократно писали, как и о других известных отечественных гигиенистах и организаторах здравоохранения, поддерживающих эти передовые идеи.

Первым директором созданной в 1925 году ЦНИЛТ становится профессор Меер Яковлевич Лукомский, до этого занимающий должность заместителя директора Клиники социальных и профессиональных заболеваний.

В утвержденном Положении о лаборатории была прописана основная задача ее научной деятельности - «…изучение профессиональной заболеваемости рабочих и служащих транспорта, выявление предшествующих болезни патологических состояний и выработка методов специально-профессионального подхода к изучению их условий труда». В ЦНИЛТ впервые проводится психофизиологический анализ профессии паровозного машиниста, осуществляется подбор адекватных методик профессионального отбора в технические школы для подготовки машинистов и их помощников, изучаются условия труда и заболеваемость локомотивных бригад, а также работников других ведущих железнодорожных профессий. То есть изначально была определена наиболее актуальная для отрасли тематика, направленная на изучение вопросов безопасности движения, которая получила дальнейшее развитие в период деятельности нашего института.

Кроме того, уже на начальном этапе организации работы лаборатории была введена в практику комплексность в проведении научных исследований с участием гигиенистов, физиологов, психологов, врачей-клиницистов, инженеров и других специалистов, что позволяло более обстоятельно оценивать влияние неблагоприятных факторов среды на организм работающих и разрабатывать научно обоснованные меры профилактики и лечения. Данная методология явилась базовой основой в деятельности всех структурных подразделений института.

Дальнейшая история ЦНИЛТ, которую после М.Я. Лукомского последовательно возглавляли Колодная и Кудринский, сопровождалась неоднократными структурными преобразованиями, касающимися как ведомственной принадлежности учреждения, так и изменения его названия.

В 1934 г. Наркомат путей сообщения СССР дополнительно образует Центральную научно-исследовательскую лабораторию гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте (ЦНИЛГЭ), что было продиктовано необходимостью решения новых санитарно-эпидемиологических и медико-профилактических вопросов улучшения условий труда и охраны здоровья работающих, повышения безопасности движения в условиях начавшегося технического развития этой важной отрасли народного хозяйства. В составе лаборатории были организованы отделы эпидемиологии, борьбы с малярией, жилищно-коммунальной гигиены, промышленной санитарии, школьной санитарии, здравоохранения и социальной гигиены.

Возглавляли ЦИНЛГЭ в этот период И.И. Могилевский, позднее – Б.А.Иванов. В 1939 г специальным Приказом Наркомата путей сообщения СССР ЦНИЛГЭ объединяет все ранее действующие в этой области учреждения и приобретает официальный статус самостоятельного научного гигиенического центра на железнодорожном транспорте.

С особым чувством уважения к памяти сотрудников института следует подчеркнуть, что результаты научно-практической деятельности и уникальный опыт работы специалистов были востребованы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

В этот сложный для всей страны период профессором П.И. Никитиным были разработаны методы и средства обеззараживания поездов и вокзалов. На железных дорогах были развернуты санитарно-контрольные пункты, оборудованы дезинфекционные станции и изоляционно-пропускные пункты, организованы мобильные санитарно-дезинфекционные поезда и дезотряды, которые сыграли решающую роль в противоэпидемической защите передвигающихся воинских контингентов, железнодорожного персонала и гражданского населения, перевозимого железнодорожным транспортом. Изобретения доцента И.П.Овчинкина в области санитарной техники и гигиены водоснабжения на железнодорожном транспорте позволяли обеспечивать работников железнодорожного транспорта и пассажиров доброкачественной питьевой водой.

Известные профессора и специалисты Л. Кассирский, Е.Б. Рабкин и С.Ф.Казанский работали в эвакогоспиталях и больницах. Сотрудники лаборатории Конь и Качалова проводили работы, направленные на ликвидацию заболеваний малярией среди работников железных дорог.

В общей сложности список ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла насчитывает более 50 сотрудников института.

В послевоенное время, специалисты ЦНИЛГЭ возобновляют изучение актуальных медико - профилактических вопросов в условиях восстановления разрушенного железнодорожного хозяйства.

Руководителями лаборатории в этот период последовательно становятся профессора Л.В. Громашевский и С.Ф. Казанский, доктор медицинских наук А.Я.Запорожченко, кандидат медицинских наук А.В. Бордуков.

При активном участии заместителя директора ЦНИЛГЭ, ведущего российского гигиениста, профессора С.Ф. Казанского в 1946 году издается «Справочник железнодорожного санитарного врача». Итогом многолетней научной деятельности профессора Казанского стала его монография «Железнодорожная гигиена», 1950 года издания, которая явилась первым фундаментальным учебным пособием в этой области и в течение многих десятилетий служила руководством для гигиенистов, физиологов труда, промышленно-санитарных врачей и медицинских работников лечебно-профилактических учреждений в их повседневной практической деятельности.

Первый послевоенный опыт работы ЦНИЛГЭ показал, что планирование и содержание научной тематики лаборатории во многом определяются программами технического перевооружения на железнодорожном транспорте. Возрастание роли так называемого «человеческого фактора» в обеспечении безопасности движения обусловили необходимость не только дальнейшего поиска более информативных психофизиологических критериев, но и научной проработки ряда медицинских аспектов надежности труда операторов, в частности, оценки состояния функций цветового зрения, слуха, повышенной утомляемости у машинистов в течение рабочей смены.

В 1954 г на базе ЦНИЛГЭ под руководством известного ученого профессора Е.Б. Рабкина создается не имеющая аналогов в отечественной практике научная лаборатория цветового зрения. В этой лаборатории, развертываются фундаментальные исследования по определению методов выявления патологии цветового зрения у работников локомотивных бригад и других лиц, связанных с безопасностью движения поездов.

В организованной в ЦНИЛГЭ лаборатории шума и вибрации, возглавляемой профессором А. М. Волковым, было положено начало проведения серии оригинальных экспериментальных исследований (с помощью специально созданной вибрационной платформы, звукоизолирующей камерой и аппаратуры), влияния шумо-вибрационного воздействия, характерного для подвижного состава, на функциональное состояние и работоспособность поездных бригад. В дальнейшем полученные данные явились основой для разработки регламентирующих документов по снижению влияния этого неблагоприятного фактора на работников локомотивных и поездных бригад. В ЦНИЛГЭ под руководством кандидата медицинских наук М. Г. Бабаджаняна проводились исследования вопросов физиологии и психологии утомления машинистов, обоснования рациональных режимов труда и отдыха работников локомотивных бригад, особенностей труда поездного диспетчера. Профессор П.И. Никитин с сотрудниками были первыми разработчиками новых методов и средств дезинфекции стационарных и подвижных железнодорожных объектов. В лаборатории доцента И.П. Овчинкина изучались вопросы коммунальной гигиены объектов пассажирской службы и влияния эксплуатации железнодорожного транспорта на окружающую среду.

Проблемы санитарно-противоэпидемического обеспечения на транспорте решались под руководством профессоров Л.В. Громашевского и В.А. Башенина.

В последующие годы, в связи с бурным развитием отечественного железнодорожного транспорта, перед отраслевой гигиенической наукой были поставлены новые и более сложные задачи. Все это потребовало повышение статуса лаборатории, значительного расширения ее материально-технической базы и кадрового состава.

19 октября 1960 года приказом Министра путей сообщения СССР № 1934 на базе ЦНИЛГЭ был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены – ВНИИЖГ, который, со всеми последующими его ведомственными преобразованиями продолжает свою активную деятельность и в настоящее время.

На начальном этапе организации института обязанности директора института временно исполнял А.В. Бордуков, а с середины 1962 по1964 годы эту должность занимал П. Н. Матвеев.

С конца 1964 по 1986 гг. (то есть почти 22 года) ВНИИЖГ возглавлял заслуженный деятель науки России, доктор медицинских наук, профессор А.А.Прохоров.

Как опытный руководитель, он сделал все, чтобы институт имел свое отдельное и современное здание, обеспечил создание новых структурных подразделений. На базе ВНИИЖГ была открыта аспирантура, особое внимание уделялось внедрению результатов научных исследований в практику железнодорожного транспорта.

С 1986 по 1992 гг. институтом руководил доцент Ю.Н. Коршунов. Институт в этот период одним из первых перешел на новые формы хозяйствования и в соответствии с государственными программами и заданиями, был нацелен на активное участие в выполнении комплексных санитарно-гигиенических исследований на объектах железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

С 1992 по 1993 гг. обязанности директора института исполнял заместитель директора института по научной работе, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор С. В. Суворов. С его именем связана глубокая проработка основных теоретических и методологических вопросов железнодорожной гигиены. Он был основателем и руководителем токсикологической лаборатории, ведущим автором концепции комплексного воздействия производственных факторов на работающих, а также системы медико-профилактических мер, направленных на минимизацию поражений персонала железных дорог и экологических последствий аварийных ситуаций с опасными грузами. Ряд книг, руководств и учебных пособий по железнодорожной гигиене написано им лично и сегодня составляет основу информационной базы института.

С 1993 по 2005 гг. Институт возглавлял член – корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.А. Капцов. По его инициативе получают свое развитие новые теоретические аспекты гигиены применительно к транспортным отраслям, в частности, концепция приемлемого риска вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и принципы управления этим риском, методология прогнозирования медико-санитарных и экологических последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

С марта 2005 года Институтом руководит доктор медицинских наук, профессор М. Ф. Вильк.

Уважаемые коллеги! В научную летопись ВНИИЖГ вписаны имена многих известных ученых и организаторов железнодорожной медицинской науки разных поколений, ветеранов отраслевой науки, новой плеяды молодых ученых и специалистов, продолжающих плодотворную деятельность своих учителей и наставников. Их имена отражены в изданном к 90-летию проспекте института и в юбилейном сборнике.

В последующей части доклада представлены результаты многолетней научно-практической деятельности ВНИИЖГ. Предварительно, для лучшего понимания специфики научной деятельности железнодорожных гигиенистов, было бы полезным отметить ряд отраслевых особенностей, которые всегда оказывали определяющее влияние на тематику, содержание и организацию научных исследований института. Не сомневаюсь, что они в принципе характерны для всех отраслей транспортного комплекса

Первая особенность связана с техническим прогрессом на железнодорожном транспорте и, вследствие этого, необходимостью совершенствования критериев и методов санитарно-гигиенической оценки безопасности и оптимизации технических средств, а также психофизиологического и медицинского обеспечения надёжности работы локомотивных бригад.

Вторая особенность обусловлена интенсификацией пассажирских и грузовых перевозок, а также повышенными рисками возникновения аварийных ситуаций, требующих разработки системы эффективных медико-профилактических мер по гигиенической оптимизации, обеспечению безопасности и минимизации последствий возможных нештатных ситуаций перевозочного процесса.

Третья особенность связана со спецификой структурного построения и распределения железнодорожной инфраструктуры, определяющей формы и методы организации медицинского и санитарно - эпидемиологического обеспечения железнодорожников в условиях характерного для данного вида транспорта линейного построения и экстерриториального обслуживания объектов отрасли.

Для выполнения работ с учётом перечисленных выше отраслевых особенностей, потребовалась разработка адекватных методических подходов и критериев, специальных методов исследований и испытаний, многие из которых не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике.

         Позвольте в обобщенном виде, перечислить наиболее значимые разработки института, результаты которых прочно вошли в технологию создания и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в систему нормативного обеспечения медицинского мониторинга и санитарно-эпидемиологического надзора за объектами отрасли. С учетом приоритетности решаемых институтом проблем, эти разработки можно условно разделить на несколько групп. Обратите внимание на широкий спектр решаемых институтом научных вопросов, свидетельствующим о многопрофильном характере деятельности института.

Первую группу приоритетных разработок института составляют результаты многолетних психофизиологических и клинико-диагностических исследований надежности профессиональной деятельности работников ведущих железнодорожных профессий, К ним, в первую очередь, относятся:

       Концепция, методы и средства профессионального психофизиологического отбора в профессию машиниста локомотива, оценки их функционального состояния в рейсе и восстановления профессиональной работоспособности.

        Система и методы профессионального медицинского отбора работников ведущих профессий, в том числе по функциям цветового зрения и остроты слуха.

В организации медицинского отбора особый акцент следует сделать на внедрении принципиально новых методов и устройств для выявления и коррекции патологии цветового зрения у категорий работающих, связанных с безопасностью движения поездов.

Вторая группа разработок включает результаты фундаментальных работ по гигиене труда, которые в свое время нашли широкое внедрение на сети железных дорог и до сих пор продолжают быть востребованными в различных хозяйствах железнодорожного транспорта. Наиболее значимыми работами являются:

        Комплекс мер по оздоровлению условий труда, профилактике заболеваний и снижению травматизма работников основных железнодорожных профессий, строителей железных дорог и метрополитенов.      

         w Гигиеническая оптимизация современной путевой техники.

         Комплекс гигиенических и инженерно-технических мер по снижению шума и вибрации на подвижном составе железнодорожного транспорта и метрополитена.

        Система профилактических мер, методы ранней диагностики и лечения профессиональных дерматозов у работающих в депо и на заводах.

         Гигиенические требования к новым образцам спецодежды и издание сводного альбома-справочника по средствам индивидуальной защиты для различных категорий работников железнодорожного транспорта.

         Третья группа разработок касается совершенствования методов гигиенической оценки локомотивов и других передвижных средств, участия в создании современных образцов пассажирских вагонов, а также в разработке и внедрении эффективных систем жизнеобеспечения на объектах отрасли. К этой группе разработок относятся как традиционные, так и более современные методические подходы к гигиенической оптимизации железнодорожной техники:

        Единые методы унифицированной оценки и сертификации образцов железнодорожного подвижного состава, внедрение технических решений по гигиенической модернизации и эргономике кабин современных локомотивов.

        Комплекс гигиенических, санитарно-эпидемиологических и инженерно-конструкторских требований к созданию перспективных образцов пассажирского подвижного состава нового поколения.

         Комплекс гигиенических и инженерно-технических мер по оптимизации систем жизнеобеспечения (вентиляции и отопления, водоснабжения и канализации и др.) на стационарных и подвижных объектах железнодорожного транспорта и метрополитена.

         Четвертая группа разработок института объединяет результаты прежних и актуализированных в последние годы исследований в области организации отраслевого здравоохранения и повышения качества оказания клинико-диагностической помощи железнодорожникам. Эта группа приоритетных работ включает:

         Реализацию мер по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи, профилактики заболеваемости и проведения периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников ведущих профессий.

        Создание базы данных по работникам железнодорожного транспорта во Всероссийском регистре профессиональных заболеваний.

         Концепцию реформирования отраслевого здравоохранения и внедрение в работу лечебных учреждений ОАО «РЖД» унифицированной системы обеспечения качества медицинской помощи, соответствующей международным стандартам.

         Пятая группа разработок включает систему организации и методы санитарно-эпидемиологического обеспечения безопасности перевозочного процесса применительно к повседневным (штатным) условиям эксплуатации пассажирского подвижного состава. В технологии разработанных профилактических мер важное место занимают:

         Методики и средства оценки биологической опасности материалов, а также рекомендации по применению в вагоностроении пожаробезопасных полимерсодержащих и других конструкционных и отделочных материалов.

         Новые типы антимикробных материалов и тканей с улучшенными гигиеническими показателями, используемые в пассажирском хозяйстве.

Разработка и внедрение эффективных средств и методов дезинфекции объектов, а также новых средств и технологий для обеззараживания воды и воздушной среды в пассажирских вагонах.

         Система медико-санитарного мониторинга и формирование ведомственной базы данных о медико-биологическом состоянии основных пассажирских объектов железнодорожного транспорта и метрополитена.

Шестая группа разработок института напрямую связана с решением вопросов предупреждения и минимизации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Они реализованы в виде руководств, инструкций и методических указаний и предназначены для персонала, а также причастных сил и средств, привлекаемых к принятию экстренных мер в аварийных условиях.

Речь идет о следующих разработках:

Система комплексной профилактики и ликвидации последствий аварий при перевозке по железным дорогам опасных грузов. Создание и внедрение комплекта аварийных карточек.

Методы оценки радиационной безопасности на маршрутах следования специальных поездов, включая меры по защите персонала и населения от радиационного воздействия в штатных, нештатных и аварийных ситуациях.

Пакет нормативно-методических документов по подготовке и организации работы медицинских формирований и учреждений ОАО «РЖД» в чрезвычайных ситуациях

         Повторю принципиально важный тезис о том, что вся перечисленная выше научная продукция института поэтапно внедрена на железнодорожном транспорте и уже многие годы служит организационной и методической основой для выполнения необходимых работ и подготовки специалистов по различным вопросам медико-профилактического обеспечения в транспортном комплексе.        

Уважаемые коллеги! В многолетней научно-практической деятельности института и его предшественников важное место занимает участие в выполнении крупных государственных программ и заданий. Эта сторона нашей деятельности подробно изложена в отчетах, научных трудах и юбилейных изданиях.

Привлечение специалистов ЦНИЛГЭ во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы к выполнению важной государственной задачи, касающейся противоэпидемического обеспечения людских перевозок и предупреждения распространения инфекционных заболеваний железнодорожным транспортом. Данная работа включала научное обоснование и участие в реализации ряда специфических для транспорта противоэпидемических мероприятий: развертывания на крупных железнодорожных узлах санитарно-контрольных, обсервационных и изоляционно-пропускных пунктов; системы проверок (осмотров) проходящих по железным дорогам поездов и эшелонов с последующей изоляцией заболевших и лиц с подозрением на заболевание; применения повышенных санитарно-эпидемиологических требований к перевозкам воинских контингентов и других организованных групп населения, а также проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации пассажирских объектов и камерной дезинфекции постельных принадлежностей пассажирских вагонов; усиления контроля за качеством водоснабжения и питания на пассажирских объектах; организацией прививок железнодорожников;

Участие специалистов ВНИИЖГ, в середине 70-х годов, в проведении многолетних и комплексных научных исследований условий труда, состояния здоровья и систем жизнеобеспечения работающих на строительстве крупнейшей всесоюзной стройки - Байкало-Амурской магистрали.

Организация на базе ВНИИЖГа отдела гигиены метрополитенов с целью создания необходимой нормативно-методической базы по проектированию и строительству новых станций метрополитенов, а также созданию современных в гигиеническом отношении образцов метропоездов.

Участие на ранних этапах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и проведение организационно-тактических мероприятий, направленных на ограничение доз внешнего и внутреннего облучения железнодорожников, корректировку режимов их работ на опасных участках, усиление контроля за уровнями радиоактивного загрязнения подвижного состава, пассажиров, и багажа на маршрутах следования поездов из зоны аварии.

Участие, в конце 80-х годов, в качестве головной организации в комплексном изучении вопросов санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения безопасности пассажирских объектов массового скопления людей – железнодорожных вокзалов, пассажирских поездов, метрополитенов.

Участие в разработке основополагающих российских и межгосударственных технических регламентов во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании», в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности на железнодорожном транспорте.

Участие в последние годы в разработке и реализации Программ научно-технического сопровождения высокоскоростного движения, а также «Транспортного обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи – 2014», в части обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия.

Считаю важным выделить еще одну работу межведомственного уровня с участием специалистов института. Она заключается в коренном обновлении отраслевой гигиенической нормативно-правовой базы по организации перевозочного процесса в период реформирования железнодорожного транспорта.

Специалистами Института совместно с Сетевым Центром Госсанэпиднадзора в сжатые сроки был разработан пакет принципиально новых документов в области организации надзора за пассажирскими и грузовыми перевозками – 7 федеральных санитарных правил, которые были утверждены Главным государственным санитарным врачом России и зарегистрированы в Минюсте РФ. Таким образом, была подготовлена необходимая нормативная правовая база для выполнения поставленных задач в период предстоящего реформирования железнодорожного транспорта. Одновременно специалисты института участвовали в научном обосновании и поэтапной реализации разработанной совместно с Департаментом здравоохранения МПС отраслевой системы гигиенической оптимизации и обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок. Большинство из предложенных рекомендаций прочно вошли в технологию железнодорожного транспорта.

В развитие Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из новых направлений работ института в конце 90-годов стало научно-методическое обеспечение аттестации рабочих мест, недавно переименованного в направление «специальная оценка условий труда». Соответствующее научное подразделение института, по итогам деятельности последних лет, было признано ведущим отраслевым научно-методическим центром в данной области.

Учитывая реальную потребность, в Институте дополнительно было создано несколько испытательных центров для сертификации железнодорожного подвижного состава и техники на предмет их соответствия санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям.

Необходимо подчеркнуть, что на разных этапах деятельности институту необходимую организационно-методическую помощь оказывали руководители профильного департамента Министерства путей сообщения: Сергеев, Лежнев, Мельник, Сибилев, Сорокин. Значительная роль в поддержке деятельности ВНИИЖГ, формировании научных направлений и реализации научно-практической продукции на железнодорожном транспорте принадлежит бывшему непосредственному куратору института, в то время Главному государственному санитарному врачу железнодорожного транспорта, доктору медицинских наук С.Д.Кривуле.

Весомую помощь в сохранении научного потенциала института в период административной реформы оказывал Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, академик РАН Г.Г. Онищенко.

Сегодня, сохраняется плодотворное сотрудничество института в решении основных вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах отрасли с Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Федеральным Центром гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту.

Общее представление о результативности и разнообразии многолетней научно-практической и образовательной деятельности института дают основные статистические данные по внедрению результатов НИР, издательской работе и подготовке научных кадров.

В настоящее время институт продолжает на должном уровне выполнять свои задачи. Вопросы поиска и планирования научно-исследовательских работ, их методического обеспечения и внедрения, научно-технического сотрудничества систематически рассматриваются на Ученом и Методическом советах института. Основные направления научно-практических работ ВНИИЖГ полностью соответствуют запросам времени, они подробно изложены в юбилейных материалах и на сайте института.

ВНИИЖГ в последние годы значительно обновил свою материально-техническую базу, обеспечив научные подразделения новым оборудованием, приборами, современным ремонтом здания и рабочих помещений. Тем самым созданы оптимальные условия для успешного ведения научно-исследовательского процесса и привлечения к работе новых специалистов.

Одной из первоочередных задач руководства института является кадровое обеспечение. В Институте плодотворно трудятся и передают свой многолетний опыт наши ветераны, ведущие ученые-гигиенисты и организаторы железнодорожного здравоохранения: профессора Капцов, Комаров, Базазьян, Панкова, доктора медицинских наук - Полякова, Каменский, Кудрин, Овечкина, Стасевич, опытные руководители и специалисты, кандидаты медицинских наук Коротич, Лексин, Тихова, Викторов, Соснова, Романов, Тулушев, Иванова, кандидаты технических наук – Савкин, Юдаева, Тимошенкова, Моргунов, Лебедева Сотникова и другие специалисты. Одновременно, мы постоянно заботимся о пополнении научных подразделений молодыми кадрами за счет привлечения выпускников профильных вузов, а также специалистов, имеющих определенный стаж работы в области гигиены, организации здравоохранения, экологии, инженерно-технической экспертизы.

За последние 10 лет на должности научных сотрудников и инженеров было принято 17 специалистов в возрасте от 23 до 30 лет.

С удовлетворением следует отметить активную позицию и важную роль Совета молодых ученых Института в научно-практической и образовательной деятельности молодежи института, возглавляемого кандидатом технических наук Юдаевой Оксаной Сергеевной.

В структуре ВНИИЖГ сформирован «Учебно-методический центр», возглавляемый доктором медицинских наук Н.Ю. Стасевич. Мы надеемся на эффективную работу этого Центра по повышению квалификации руководящих работников и специалистов по профилю деятельности Института.

Уважаемые гости, ветераны Института, коллеги! Изложенные краткие итоги научной деятельности за 90-летний период свидетельствуют о весомом вкладе института и его предшественников в развитие отраслевой гигиенической науки и практики. Разнообразный профиль работ и кадровый состав научных подразделений, результаты и уровень выполненных исследований свидетельствуют о сохранении в настоящее время научного потенциала и конкурентоспособности института в решении актуальных проблем железнодорожной гигиены, а многолетний опыт института по вопросам повышения безопасности движения поездов, гигиенической оптимизации на пассажирских объектах железнодорожного транспорта лечебно-профилактического обеспечения работающих может быть адаптирован в деятельности других отраслей транспортного комплекса Российской Федерации.

Благодарю всех за институт и позвольте еще раз сердечно поздравить коллектив с 90 - летием, пожелать всем здоровья, благополучия и социальных успехов в вашей научно-практической деятельности.

Назад

© [2024] Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

+7 (499) 153-27-37