Всероссийский Научно-Исследовательский
Институт Гигиены Транспорта

+7 (499) 153-27-37

Институт гигиены транспорта в годы Великой отечественной войны 1941-1945 года.

10.05.2021

04 мая "Колледжем предпринимательства №11" в Головинском районе состоялось официальное открытие памятной доски, посвященной к 80-й годовщине битве под Москвой. ВНИИЖГ Роспотребнадзора на ряду с известными предприятиями Головинского района принял участие в создании данной доски. 


Под руководством заместителя директора по развитию Латынина Е.О., с участием доктора медицинских наук, профессора Базазьяна А.Г. была предоставлена ​​информация об участии института железнодорожной гигиены (гигиены транспорта) в годы Великой отечественной войны.

В открытии памятной доски от ВНИИЖГ принял участие заместитель директора Латынин Е.О. 

        

В Головинском районе Северного административного округа г. Москвы по адресу: Пакгаузное шоссе, дом 1, корпус 1 Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ВНИИЖГ)» (ФГУП ВНИИЖГ РПотребнадзора). *В пределах территории Института, наряду с возведением современного центрального корпуса, сохранилось несколько зданий довоенной постройки с характерной для того времени архитектурой железнодорожных станций и других типовых объектов железных дорог. В связи, важно подчеркнуть исторический факт, что во время Великой отечественной войны в этих зданиях был развернут один из этих московских сборных эвакопунктов (СЭП) с изоляционно-пропускным током, откуда новобранцев, прибывших с различных России, отправили в действующую армию.       

         ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора - старейший и единственный в Российской Федерации многопрофильный научно – методический центр гигиенической науки и здравоохранения на транспорте. История создания центра и основных направлений его научной деятельности начинается с мая 1925 г., когда впервые в нашей стране была образована Центральная лаборатория по изучению профессиональных заболеваний на транспорте (ЦНИЛТ). В Положении о ЦНИЛТ, утвержденном Зам. Наркома путей сообщения А.М. Постниковым и Наркомом здравоохранения РСФСР Н.А.Семашко было определено, что основной созданной лаборатории«Выявление предшествующих болезней патологических состояний, выявление методов борьбы со всеми болезнями вообще».(стиль и смысл изложения сохранены по подлиннику). Кроме того, указанным документом предусматривалась научная проработка ряда основных частных вопросов, связанных с профессиональным подбором водителей транспорта, оздоровлением условий труда и восстановлением трудоспособности работающих, улучшением оказания им лечебно-профилактической помощи. Все эти базовые медико-профилактические проблемы на транспорте и в настоящее время не потеряли своей актуальности, только они решаются с учетом современных реалий и динамики развития технического прогресса, новых научных знаний и постоянно возрастающих гигиенических требований к безопасности и оптимизации пассажирских и грузовых перевозок. В 2025 году планируется отметить уникальный юбилей - 100-летие со дня основания ВНИИЖГ и, естественно,

         В преддверии очередного Дня Великой Победы в Отечественной войне и 80-летия битвы за Москву необходимо укрепить роль сотрудников института и личного общества в годы войны населения его известных ученых (гигиенистов, эпидемиологов, физиологов) в противоэпидемическом парке войны и войск Красной армии, а также медицинском безопасности железнодорожных перевозок. Институт в тот сложный для всей страны период времени (1941-1945г.) Существовал в виде Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте (ЦНИЛГЭ). На базе лаборатории были развернуты наиболее востребованные научные подразделения - отделы эпидемиологии, борьба с малярией, физиологии, жилищно-коммунальной гигиены, промышленной санитарии, организации здравоохранения. Помимо совершенствования методов профессионального отбора машинистов поездов, должное внимание уделяется разработке мер профилактики распространения инфекционных и паразитарных болезней, изысканию и внедрению средств и способов дезинфекции, улучшения условий труда и профилактике отравлений на производстве и ремонту подвижного состава.

            Так, под руководством профессора П.И. Никитина были разработаны методы и средства обеззараживания вагонов поездов и вокзалов. По инструкциям и рекомендациям лаборатории на железных дорогах былинуты санитарно-контрольные и изоляционно-пропускные пункты, функционирующие дезинфекционные станции, организованы мобильные санитарно-дезинфекционные поезда и дезинфекционные отряды, которые выполняют существенную роль в противоэпидемической защите перевозимых воинских контингентов, населения и транспорта. Согласно имеющимся статистическим данным, только в период 1943-1945 годов работниками санитарно-контрольных пунктов на железнодорожном транспорте был досмотрено порядка 15 млн. вагонов, продезинфицировано около 10 млн. вагонов, прошли санитарную обработку более 35 млн. человек. Были сняты с поездов порядка 200 тысяч заболевших, преимущественно сыпным и тифом, дизентерией, дифтерией, лихорадящих с невыясненным диагнозом, переносом в вагонах-изоляторах более 100 тыс. человек. Общепризнано, что все эти специфичные меры военного времени внесли неоценимый вклад в общее дело снижения инфекционной заболеваемости среди населения и воинского контингента.

         Изобретения доцента И.П.Овчинкина в области санитарной техники и гигиены водоснабжения на железнодорожном транспорте (краны для вагонных умывальников, хлораторы для обеззараживания питьевой воды, методы электролитической очистки питьевой воды, инструкция по санитарному надзору за питьевой водой в поездах и др.) пассажиров железнодорожного транспорта и перевозимые воинские контингенты доброкачественной питьевой водой.

         Есть и другие примеры. Известные специалисты лаборатории профессора И.А. Кассирский, Е.Б. Рабкин и С.Ф. Казанский работал во время войны в качестве консультантов по своим направлениям в эвакуационных госпиталях и больницах. Сотрудники лаборатории, кандидаты медицинских наук Я.С. Конь и Е.К. Качалова осуществляли выездные работы непосредственно в очаги поражения для изучения эпидемиологии распространения, клинического течения и мер защиты заболеваний малярией среди населения и персонала железных дорог.

         Самые трудные периоды военного времени большую помощь в организации работ железнодорожных эпидемиологов и гигиенистов оказывал

главный гигиенист Красной армии, академик АМН СССР, профессор Ф.Г. Кротков. 

         Выше только включает в себя и ведущие специалисты по исследованиям, а в общей сложности в списках ветеранов Великой Отечественной войны значатся 47 сотрудников института.

В послевоенные годы, науки-гигиенисты ЦНИЛГЭ подключались к решению актуальных задач, связанным с восстановлением разрушенного железнодорожного транспорта, строительством и обновлением транспортной системы страны, улучшением качества, форм и методов медико-профилактического обеспечения железнодорожников, транспортных строителей и работников метрополитенов.

Назад

© [2021] Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика
+7 (499) 153-27-37