Всероссийский Научно-Исследовательский
Институт Железнодорожной Гигиены

+7 (499) 153-27-37

История

ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора (ВНИИЖГ) является старейшим в Российской Федерации и широко известным многопрофильным научно-методическим центром по изучению гигиенических проблем железнодорожного транспорта. История создания центра и основных направлений его научной деятельности начинается с мая 1925 г., когда впервые в нашей стране была образована центральная лаборатория по изучению профессиональных болезней на транспорте (ЦНИЛТ) медико-санитарного отдела Наркомздрава РСФСР. В свою очередь, организации ЦНИЛТ предшествовал долгий и сложный путь становления санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте, начало которого было положено практически с момента строительства и эксплуатации первых российских железных дорог. Именно в этих условиях возникла острая необходимость решения насущных санитарных вопросов, обусловленная тяжелыми условиями труда, высоким травматизмом работающих и неблагоприятной эпидемической обстановкой. Поэтому в принятом в 1864 г. «Положении о врачебной службе на железной дороге» одной из первоочередных задач врачебной службы являлось «…наблюдение за санитарным состоянием дорог…».

Профессор Эрисман Ф.Ф.

Важно подчеркнуть известный исторический факт, что у истоков железнодорожной медицины стоял выдающийся ученый-гигиенист профессор Ф.Ф. Эрисман. В своей монографии «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда», вышедшей в свет в Санкт-Петербурге в 1877 г., Ф.Ф. Эрисман впервые опубликовал главу «Гигиена служащих и рабочих при железных дорогах», где описал основные причины возникновения несчастных случаев на железных дорогах, общепринятые меры профилактики и сохранения здоровья железнодорожников, представил свое видение путей организации санитарного надзора на железных дорогах.

К числу первых публикаций по проблемам железнодорожной гигиены следует отнести и статью практического врача В.И. Порай-Кошица «Железная дорога в судебно-медицинском и гигиеническом отношениях», напечатанную в эти годы в журнале «Архив судебной медицины и общественной гигиены». В 1879 г. по инициативе Ф.Ф.Эрисмана на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей организуется секция железнодорожных врачей, что явилось научно-практической основой для создания врачебно-санитарной службы на железных дорогах и формирования научных программ деятельности по гигиенической оптимизации труда работников этой бурно развивающейся отрасли. Позднее, в работе секций железнодорожной медицины на VI и VIII Пироговских съездах врачей (1896–1902 гг.), на Совещательных съездах железнодорожных врачей (1898–1911гг.) проводилось широкое обсуждение и принимались организационные решения по научным направлениям дальнейшего развития транспортной медицины, обобщению и распространению опыта практической работы врачей российских железных дорог, улучшению качества медицинского обслуживания железнодорожников.

История отечественной железнодорожной гигиенической науки сохранила имена многих ее основоположников, работавших в конце XIX - начале XX века, отстаивающих отраслевую специфику и самостоятельность: данной области гигиены: А. Н. Лебедев, А. Д. Вырубов, С. В. Вышинский, Э. Ф. Ландезен, В. И. Порай-Кошиц, Я. А. Федотов-Чеховской, Е. А. Головин, В. И. Земблинов, Г.К. Кулаковский, В. Д. Шервинский, Н. А. Сахаров, Д.М. Успенский, С. А. Михайлов, В.Э. Крыже.

Существенной основой для объединения гигиенистов и санитарных врачей транспорта явилось издание первых специализированных журналов: «Вестника железнодорожной медицины и гигиены» под редакцией С.П. Ращевского (1912–1917 гг.) и «Гигиены и санитарии путей сообщения» под редакцией Л.С.Каминского (с 1923 г.). В этот период в решении отдельных актуальных задач транспортной гигиены активное участие принимают известные отечественные организаторы здравоохранения и гигиенисты:

М. Г. Тракман, М. Г. Рафес, О. Д. Гарш, С. Е. Шрайбер, Л. О. Богин, профессора С. Ф. Казанский, П. Е. Заблудовский, Н. М. Анастасьев, Г. В. Хлопин.

Решению вопросов транспортной гигиены способствовала организация по инициативе наркома здравоохранения РСФСР Н.А.Семашко Клиники социальных и профессиональных заболеваний (1923 г.).

Профессор Лукомский М.Я. директор ЦНИЛТ в 1925–1936 гг.

В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 21 февраля 1931 г. №230 ЦНИЛТ была переименована в Центральную лабораторию по психофизиологии и патологии труда на транспорте, которая в том же году вошла в состав Центрального института психофизиологии и гигиены труда на транспорте, сформированном в системе Центрального транспортного медико-ветеринарно-санитарного управления.

Одним из первых ученых, кому принадлежит организация исследований профессиональных заболеваний, условий и режимов труда работающих на железных дорогах, а также внедрение профессионального отбора в технические школы транспорта был проф. М.Я. Лукомский, который стал первым директором ЦНИЛТ и проработал в институте с 1925 по 1934 годы. Его приемники — А.И.Колодная и И.Н.Кудринский продолжали решать наиболее важные для того периода вопросы гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте.

Приказом Наркома путей сообщения СССР от 14 августа 1932 г. указанный выше институт был объединен с НИИ нормирования на железнодорожном транспорте и преобразован в Научно-исследовательский институт труда (НИИТ). В 1934 г. наряду с НИИТ, Наркомат путей сообщения СССР образует Центральную научно-исследовательскую лабораторию гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте (ЦНИЛГЭ), в составе которой были организованы отделы эпидемиологии, борьбы с малярией, жилищно-коммунальной гигиены, промышленной санитарии, школьной санитарии, здравоохранения, санпросвета и социальной гигиены. В 1939 году происходит объединение НИИТ и ЦНИЛГЭ под общим названием ЦНИЛГЭ, которая в соответствии с Приказом НКПС СССР от 4 апреля 1939 г. №155(а) приобретает официальный статус научного центра. На базе данной лаборатории был развернут широкий спектр гигиенических исследований. Помимо совершенствования методов профессионального отбора машинистов, большое внимание придавалось вопросам коммунальной гигиены на стационарных и подвижных железнодорожных объектах, гигиенической оценке условий труда работников различных железнодорожных профессий, обоснованию и разработке мер по предупреждению производственного травматизма, профилактике инфекционных и паразитарных болезней, изысканию новых средств и способов дезинфекции и дератизации на транспортных объектах.

Профессор Кротков Ф.Г.
академик АМН СССР

Результаты научно-практической деятельности ЦНИЛГЭ и уникальный опыт работы многих ее специалистов в полной мере были востребованы в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Проф. П.И. Никитиным были разработаны методы и средства обеззараживания поездов и вокзалов, на железных дорогах были развернуты санитарно-контрольные пункты, оборудованы дезинфекционные станции и изоляционно-пропускные пункты, организованы санитарно-дезинфекционные поезда и дезинфекционные отряды, которые сыграли решающую роль в противоэпидемической защите воинских контингентов и населения, перевозимых железнодорожным транспортом. Изобретения доцента И.П. Овчинкина позволяли обеспечивать работников железнодорожного транспорта и пассажиров обеззараженной питьевой водой. Известные специалисты профессора И.А. Кассирский, Е.Б. Рабкин, С.Ф. Казанский работали в эвакогоспиталях и больницах. Сотрудники лаборатории к.м.н. Я.С. Конь и Е.К. Качалова внесли существенный вклад в ликвидацию заболеваний малярией среди населения и работников железных дорог.

В самые трудные периоды военного времени большое участие и помощь в работе железнодорожных гигиенистов оказывал академик АМН СССР, профессор Ф.Г. Кротков, который являлся главным гигиенистом Красной Армии. Помощь Ф.Г. Кроткова институту в решении актуальных проблем транспортной гигиены продолжалась и в последующие годы, когда он работал в качестве председателя Правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей.

Профессор Казанский С.Ф.
зам. директора ЦНИЛГЭ

В послевоенное время, ученые-гигиенисты ЦНИЛГЭ подключаются к решению актуальных проблем по восстановлению разрушенного железнодорожного транспорта, строительству и модернизации транспортной системы страны. Директорами лаборатории в тот период последовательно становятся И. И. Могилевский и Б. А. Иванов, а позднее (1957–1964 гг.) - А. В. Бордуков, имеющие опыт работы в области железнодорожной гигиены и использовавшие в работе новые физиолого-гигиенические методы исследования.

Итогом почти тридцатилетней научной деятельности проф. Казанского С.Ф., работавшего заместителем директора ЦНИЛГЭ, стала уникальная монография «Железнодорожная гигиена» (1950 г.), которая явилась первым научным изданием и учебным пособием, обобщившим результаты многочисленных научно-практических отечественных и зарубежных работ по проблемам железнодорожной гигиены.

В созданной в ЦНИЛГЭ лаборатории физиологии и патологии цветового зрения развертываются фундаментальные исследования под руководством известного ученого и физиолога проф. Е.Б. Рабкина по определению критериев и методов оценки патологии цветоразличительной функции у человека. В возглавляемой проф. А.М Волковым лаборатории шума и вибрации было положено начало проведению экспериментальных исследований влияния шумо-вибрационного воздействия подвижного состава на состояние здоровья и качество работы поездных бригад. В этот период организуется выпуск первых научных трудов лаборатории.

Профессор Рабкин Е.Б. с сотрудниками лаборатории

В последующие годы, в связи с интенсивным развитием отечественного железнодорожного транспорта, перед отраслевой гигиенической наукой были поставлены новые задачи по обеспечению безопасности движения поездов, охране здоровья работающих на железных дорогах и в транспортном строительстве, профилактике общих и профессиональных заболеваний.

Приказом Министра путей сообщения СССР от 19 октября 1960 г №1934 на базе ЦНИЛГЭ был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения СССР. В связи с произошедшими в нашей стране социально-политическими преобразованиями, а в дальнейшем и сменой ведомственной принадлежности изменялось название института: в 1992 г. — на Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС России; в 2000 г. — на ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» МПС России, а в 2005 г. — на ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

Профессор Прохоров А.А.
директор института в 1964–1986 гг.

После организации ВНИИЖГ, в течение двух лет обязанности директора института временно исполнял кандидат медицинских наук А.В. Бордуков, в 1963 г. его сменил доктор медицинских наук П.Н. Матвеев, а с 1964 по 1986 гг. ВНИИЖГ возглавлял непосредственный организатор института, бывший руководитель санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор А.А. Прохоров. В указанный период значительно расширяется материально-техническая база, завершается строительство главного корпуса и комплекса других зданий института, создаются новые научные подразделения, определяются медико-профилактические и социально-гигиенические направления исследований, соответствующие государственной политике развития отечественного железнодорожного транспорта. Особое внимание уделяется разработке и внедрению на железных дорогах системы медицинского и психофизиологического обеспечения безопасности движения поездов, поиску более эффективных форм и методов организации и экономики ведомственного здравоохранения, профилактике общей и профессиональной заболеваемости среди работников отрасли. На базе ВНИИЖГ открывается аспирантура, что значительно способствовало пополнению института квалифицированными и молодыми научными сотрудниками и специалистами.

Коршунов Ю.Н.  директор института в 1986–1992 гг.

С 1986 по 1992 гг. институтом руководил кандидат медицинских наук Ю.Н. Коршунов, при котором, в целом, сохранились научная тематика и методические подходы к организации гигиенических исследований. Институт в этот период одним из первых переходит на новые формы хозяйствования и, в соответствии с государственными программами и заданиями, широко привлекается к выполнению комплексных санитарно-гигиенических исследований условий труда и состояния здоровья работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

Профессор Суворов С.В. заслуженный врач РФ и.о. директора института в 1992–1993 гг.

С 1992 по 1993 гг. обязанности директора института исполнял бессменный заместитель директора института по научной работе (с 1967 по 2000 гг.) Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор С.В. Суворов. С именем С.В.Суворова связана глубокая проработка основных теоретических и методологических вопросов железнодорожной гигиены, в том числе проблемы химической безопасности на железнодорожном транспорте. Он был основателем и руководителем токсикологической лаборатории в институте, инициатором комплексного изучения вредного воздействия химических веществ в эксперименте и в реальных условиях функционирования стационарных и передвижных железнодорожных объектов. С.В. Суворов был одним из авторов разработки системы медико-профилактических мер, направленных на минимизацию поражений персонала и экологических последствий железнодорожных инцидентов с опасными грузами. Под руководством С.В.Суворова была организована широкая издательская деятельность института по подготовке книг, руководств, учебных пособий, инструктивных и методических указаний.

Профессор Капцов В.А. Чл.-корр. РАН,
директор института в 1992–2005 гг.

С 1993 по 2005 гг. институт возглавлял член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор В.А. Капцов. В этот период в работе института стал преобладать академический стиль как в плане формирования тематики института, так и в организации производственного процесса и подготовки научных кадров. Под руководством В.А.Капцова получили свое развитие и реализацию в гигиенических исследованиях новые теоретические концепции гигиены применительно к транспортным отраслям: концепция приемлемого риска вредного и опасного воздействия факторов производственной среды; принципы управления профессиональным риском; методы квалиметрии в профилактической медицине; методология прогноза последствий аварийных ситуаций с опасными грузами и выбора эффективных медико-профилактических мероприятий. В институте стали практиковаться ежегодные актовые речи руководителей отделов и лабораторий, ведущих специалистов по актуальным вопросам железнодорожной гигиены, увеличился объем печатной продукции сотрудников института, существенно возросло количество сотрудников, защитивших кандидатские и докторские диссертации, что, способствовало сохранению и продолжению традиций, дальнейшему развитию научной школы железнодорожных гигиенистов.

Профессор Вильк М.Ф. директор института с 2005 по н.вр.

С марта 2005 г. по настоящее время директором ВНИИЖГ является доктор медицинских наук, профессор М.Ф. Вильк, в прошлом главный врач крупной железнодорожной больницы и руководитель Департамента здравоохранения МПС России. В настоящее время он ведет большую педагогическую и организационную работу, являясь профессором кафедры производственной медицины Российской академии последипломного образования (РМАПО) и членом Ученого Совета Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По инициативе М.Ф. Вильк, в ряду приоритетных тематик научных подразделений института, заметное место стали занимать изучение медико-профилактических вопросов охраны здоровья железнодорожников, реализация социально-гигиенического мониторинга за показателями общей и профессиональной заболеваемости работающих, разработка комплекса мер по медицинской реабилитации работников ведущих профессий железнодорожного транспорта с начальными и легкими формами заболеваний. Кроме того, в целях повышения востребованности института в организации гигиенического обследования и экспертизы современных локомотивов и вагонов, были значительно расширены сферы деятельности и материально-техническое оснащение созданных на базе института Испытательных гигиенических центров.

© 2017 Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Железнодорожной Гигиены
 

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика
+7 (499) 153-27-37